Применение битумных мастик и правила работы с ними
Мастика битумная – это однородное пластичное вещество, сделанное на основе битума и различных добавок, улучшающих ее свойства. Она имеет отличные физико-химические показатели, которые делают ее идеальным гидроизоляционным и склеивающим материалом. После нанесения на поверхность мастика быстро затвердевает.
Битумными мастиками пользуются в любой сфере строительства, покрывая ими большинство поверхностей, в том числе их используют:
Для крыши
Битумной мастикой для кровли можно быстро и качественно загерметизировать поверхность, обойдясь при этом без использования техники. Мастику можно наносить на любую очищенную и ровную поверхность крыши.
- Битумную мастику наносят жесткой кистью или щеточкой тонким слоем. На маленькую поврежденную поверхность лучше наносить шпателем.
- При ремонте мягкой кровли место вздутия разрезают накрест, чистят и сушат внутреннее пространство и затем тщательно обрабатывают мастикой.
- «Заплатки» мастичные посыпают песком, чтобы защитить их от перегрева.
- Потрескавшуюся рубероидную кровлю после очистки покрывают горячей мастикой, при работе с которой необходимо быть максимально осторожными. Обмазочная гидроизоляция является наиболее простым, надежным и экономичным видом ремонтных работ.
Кровли, обработанные мастикой, имеют длительный срок службы. Если ей все же потребуется ремонт, отремонтировать кровлю будет очень просто.
Для ремонта кровли битумной мастикой проводят следующие работы:
- Устраняют дефекты покрытий.
- Разрезают пузыри, имеющиеся на покрытии, нанося разрезы в виде креста и просушивают их.
- Поверхности внутри разреза промазывают мастикой.
- Края разреза соединяют, выравнивают и фиксируют.
- На разрезы наносят слой мастики, укладывают стеклоткань, в виде полосы шириной 10 см и повторно наносят мастику.
- Аналогично обрабатывают крупные трещины и разрывы.
Для рубероида
Мастика для рубероида один из самых надежных методов его крепления. Мастика помогает надежно скрепить рубероид с кровлей, убрать воздушные ямы. Поверхность кровли получается ровная и отлично выдерживает нагрузки. Подходит горячая и холодная мастика.
Для гидроизоляции
Чтобы защитить от влаги конструкции, находящиеся в земле, используют мастику гидроизоляционную. Ей гидроизолируют ванные комнаты, трубопроводы, устраивают бесшовные гидроизоляционные покрытия в подвалах, колодцах и бассейнах.
Для фундамента
При всех видах гидроизоляции не обойтись без мастики, изготовленной из нефтяных битумов, в которые добавлены органические и минеральные растворители и наполнители.
Эта мастика является лучшим гидроизолирующим материалом, благодаря следующим свойствам:
Фундамент обрабатывают в несколько слоев битумной мастикой со всех сторон, делая его полностью гидролизолированным. Наиболее дешевая обмазка – с помощью горячего битума, но работать с ней сложнее. Чтобы избежать трудностей, лучше выбрать холодную битумную мастику с органическими растворителями (полимерную). Для работы с ней потребуются только кисти и шпатель.

Применение холодной битумной мастики для крыши, фундамента, гидроизоляции пола и бассейнов
- Битумная для тканевой основы.
- Дисперсионная – для теплоизолирующей подосновы.
- Мастики с добавлением синтетических смол и каучуков подходят для безосновного линолеума.
- Перед укладкой линолеума на мастику, пол предварительно грунтуют. Мастику на пол наносят зубчатым шпателем.
Как работать с мастикой
Чтобы создать эффективный водоупорный слой, битумную мастику энергично перемешивают, используя для этого дрель или миксер.
Для удобства нанесения и повышения пластичности, можно подогреть ее. Так как слой получается эластичным, горячую мастику лучше не наносить на поверхности, которые часто подвергаются сильным механическим воздействиям. Горячий раствор лучше проникает в поры, так как имеет повышенную текучесть и, поэтому крепче держится на обрабатываемом материале.
Приготовление горячей мастики надо проводить, соблюдая технику безопасности. Горячая мастика более выгодна при больших масштабах работ. Холодная мастика продается уже готовой к применению, она безопасна в применении и более удобна. Но стоит она дороже горячей.
Работают с битумной мастикой при температуре воздуха от -10° и до +50°C. Сама мастика должна быть разогрета на водяной бане до +15 градусов и выше.
При работе с мастикой необходимо знать об ее пожароопасности и токсичности. Запрещено разогревать ее на открытом огне, а также хранить около источника огня. Если работы проводятся внутри помещения, необходимо создать вентиляцию.
Расход и норма расхода
Расход битумной мастики на 1м? зависит от ее вида. Показатель по расходу имеет зависимость от вида материала. Горячие битумные мастики после затвердевания не уменьшаются по толщине, поэтому считаются безусадочными. Для нанесения битумной мастики в один слой толщиной 0,2 см, ее требуется от 2,0 до 2,4 кг/м2.
Важной характеристикой расхода мастики является показатель содержания сухого остатка. Это ее количество, которое остается на обработанной поверхности после ее высыхания и отвердения. При небольшом сухом остатке расход исходной мастики увеличивается, чтобы образовалась пленка заданной толщины.
В сухом остатке для создания слоя толщиной 2 мм потребуется 3,4-3,8 кг/м? битумной мастики. Большинство готовых к употреблению мастик имеют сухой остаток от 20 до 70 процентов.
Нанесение мастики
Чтобы мастика хорошо сцеплялась с обрабатываемой поверхностью, необходимо тщательно зачистить обрабатываемую площадь от всех видов загрязнений. После этого готовую поверхность основательно просушивают и прогревают. Благодаря такому подходу, мастика станет наноситься ровно и можно сэкономить на ее расходе.
Самый популярный инструмент для ее нанесения – кисть или валик. Ими наносят мастику наносит как обычную краску, не втирая сильно в поверхность. После высыхания делается повторная обработка.
Битумно-латексные составы можно наносить с помощью машинного безвоздушного распыления. При таком способе получается равномерный слой, а расход материала низкий
Также можно нанести мастику с помощью наливного нанесения, для этого ее выливают на поверхность и разравнивают скребками, швабрами или валиками с длинной ручкой. Хотя при таком способе выше производительность, материала расходуется больше.
Чем можно разбавить мастику
Мастику битумную разводят с помощью уайт-спирита, сольвента, толуола или керосина до образования необходимой консистенции. После этого ее тщательно размешивают.
Самостоятельная антикоррозийная обработка порогов.
Про антикоррозийную обработку порогов, у нас на сайте есть отдельная статья, поэтому нет смысла повторяться, но кратко:
Порог внутри полый (крытая полость), поэтому промываем и наносим антикоррозийный состав. Снаружи порог подвергается пескоструйной обработке из-под колес автомобиля и соответственно, при повреждении покрытия ржавеет. Важно периодически восстанавливать лакокрасочное покрытие порогов, и про это у нас на сайте тоже есть статьи (как покрасить пороги антигравием и как самостоятельно покрасить пороги)

Что это такое битумная мастика: для чего нужна
- Проливать полости отработкой при каждой смене масла.
- Дешевые отечественные средства типа «Мовиль»
- Дорогие импортные антикоррозийные составы.
Антикоррозийная обработка днища.
С завода, на современных автомобилях, днище покрывают грунтом, а на него наносят полиуретановый герметик и иногда красят, этот же герметик наносят в колесные арки. В целом данное покрытие надежно служит и отлично защищает кузов от ржавчины, до того момента как треснет или обдерется камнями.
Лучшая версия битумной мастики – резинобитумная мастика. В отличие от битума, эта мастика остается пластичной при температуре до минус 10-30 градусов в зависимости от состава и производителя поэтому, если у вас поврежден заводской герметик, оптимально покрывать поврежденные места, сначала эпоксидным грунтом, а потом резинобитумной мастикой.
Если у вас не поврежден заводской герметик и вы хотите улучшить антикоррозийную обработку днища, отличный вариант для самостоятельной обработки – пушечное сало.
Схема нанесения его своими руками проста – топим пушсало на плитке до жидкого состояния и мажем кисточкой.
Если вы нанесете пушсало на битумную мастику, вас ждет разочарование – пушсало может её поднять! Но если нанести пушсало поверх полиуретанового герметика или краски или грунта – вы обеспечите отличную антикоррозийную обработку.
Лучшие производители
В продаже множество мастик от различных производителей. Среди них, по результатам тестирования и наибольших положительных отзывов, выделяются следующие:
Наносится битумная мастика либо специальным пневматическим пистолетом при давлении до 6 атмосфер, либо вручную, используя кисть. Температура в помещении поддерживается постоянная, до 20 градусов.
- Дно машины тщательно очистить от грязи пыли, старых обработок. Лучше воспользоваться горячей водой с моющими составами.
- Если уже началось ржавление металла, то следует тщательно зачистить эти места, удаляя налеты.
- Обезжирить плоскость, применяя растворитель или бензин.
- Открыть банку со смесью, тщательно перемешать. Если состав сильно густой, добавить растворителя.
- Наносится вручную кистью, валиком, возможно и шпателем. Если пистолетом, то требуется надеть специальную насадку.
- Слой наносится до 2 мм. При просыхании уменьшится.
- Допускается прогревание битума в открытой банке, но не на открытом огне.
При нанесении через пульверизатор. Состав разбавляется растворителями.
Оставшаяся смесь хранится в плотно закрытой банке при температуре от 10 до 40 градусов, в темном помещении.

Антикоррозийная обработка кузова своими руками, секреты и хитрости (фото и видео).
- Оставшуюся мастику в жидком состоянии недопустимо сливать в канализацию, водоем, на землю. Через время она застынет и утилизировать как бытовой мусор.
- Не проводятся работы вблизи открытого огня в проветриваемых помещениях, при постоянном доступе воздуха.
- Работать в СИЗ.
Активный метод обработки днища автомобиля
К активным средствам защиты автомобиля от коррозии можно отнести такое средство как Мовиль. Этот препарат является довольно популярным средством для антикоррозийной обработки автомобиля.
В большинстве случаев Мовиль используют для обработки внутренних поверхностей кузова, но им также можно обработать и днище автомобиля.
Мовиль хорош тем, что не только изолирует поверхность металла от атмосферного воздействия, но и ведет химическую борьбу с начавшейся коррозией, поскольку в его составе есть ингибитор. Кроме того, в Мовиле содержатся специальные присадки, вытесняющие влагу с поверхности металла.
Если производится обработка днища Мовилем, то удалять старую мастику не обязательно, поскольку он хорошо сочетается со всеми видами антикоррозийных средств и, взаимодействуя с ними, уплотняет их и обеспечивает хорошую защиту днища от коррозии.
При обработке автомобиля Мовилем, важно учитывать тот факт, что в его состав входят компоненты, которые разрушающе действуют на любые резиновые изделия. Поэтому следует избегать его попадания на защитные уплотнения и чехлы.

Битумная мастика для автомобиля: свойства, производители
- высокой адгезии;
- износоустойчивости;
- прочности к механическим повреждениям;
- надежной изоляции от электролитов;
- возможности проникновения в мельчайшие поры краски;
- отсутствии растворимости в воде;
- защите от коррозии.
Мастика для защиты днища автомобиля | Антикор сервис своими руками
«Сам себе мастер или мастика для днища своими руками»
Для более активной защиты днища автомобиля, используют МОВИЛЬ. В его составе есть химические вещества, которые разрушают ржавчину, так называемые ингибиторы коррозии. Однако, активные свойства МОВИЛЯ имеют обратную сторону, он разъедает резиновые уплотнители поэтому для работы с таким материалом их нужно укрывать.
«Любимые рецепты народных умельцев | Как сделать антикор днища самому?»
- Пушечное сало
- Отработанное моторное масло
- Растопленный пластилин
- Битумная мастика
- Мовиль – 2 л
- Солярка – 1 л
- Солярка – 5 л
- Пушечное сало – 3 кг
- Мовиль – 2 л
Пушечное сало — нефтяное масло + 1% ингибиторов коррозии, загущенное парафином и церезином, применяют для консервации вооружения. Температура плавления +60+80°С
Лучшая мастика для обработки кузовных частей
В настоящее время для автомашин промышленностью производится такое большое количество различной автомобильной химии, что все ее марки перечислить сразу довольно затруднительно. Мастика – это одно из самых недорогих средств защиты кузовного металла от механических повреждений и коррозии, антикоры подразделяются на следующие основные типы:
Препараты на битумной основе обеспечивают отличную гидроизоляцию, не позволяют попадать дорожной соли, грязи, влаге на кузовной металл. Роль пластификатора в этих составах нередко выполняет минеральное масло, битумную смесь допускается разбавлять бензином, уайт-спиритом или сольвентом.
Практически любая автомобильная мастика обладает хорошими шумоизоляционными и антикоррозийными свойствами, может наноситься с помощью кисточки, шпателя или пистолета-распылителя, продается в железных банках, пластиковых канистрах, аэрозольных баллончиках. Цена антикора может быть абсолютно разной, на стоимость оказывает влияние:
Есть ли лучшая мастика среди продукции, представленной производителями, однозначно сказать сложно, многое зависит от того, для каких целей используется средство, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль. Есть антикоррозийные составы, специально предназначенные для обработки днища и арок колес, другие средства применяются только для защиты скрытых полостей от коррозии.
Марка мастики | Температура размягчения, °С | Пластичность при удлинении, мм | Относительное удлинение в момент начала трещинообразования, % | Температура нанесения, °С |
БПМ-3 | 50 | 3…5 | 60 | 10…30 |
БПМ-4 | 60 | 4…8 | 100 | 5…30 |

Как пользоваться битумной мастикой, и зачем она нужна
- Сокращает время работ по гидроизоляции
- Мастику можно развести растворителем, что сделает ее нужной консистенции
- Срок эксплуатации более 25 лет
- Покрытие можно применять на поверхностях из разного материала
- Легкое нанесение.
- Самостоятельное использование
Битумная мастика или праймер: что лучше?
Если Вы выбираете между битумной мастикой и праймером и не знаете, что лучше – обязательно прочитайте эту часть статьи. Кстати, если затеяли провести монтаж мягкой кровли своими руками по инструкции, этот вопрос точно встанет на повестке дня. Казалось бы, два аналогичных продукта, но что же всё-таки лучше.
Сразу же скажем, что для каждого случая подбирается свой состав. Всё зависит, как правило от поверхности на которую будет наноситься праймер или мастика, условия нанесения и вид работ. Вообще, самое главное отличие одного продукта от другого заключается в области их применения.
Битумная мастика используется для гидроизоляционных работ кровли, фасада, фундамента либо водяных резервуаров и т.д. Праймер, в свою очередь, применяют для дорожных работ, в том числе при укладке щебня и асфальтовой крошки, проведении коммуникаций, а именно газа или воды.
Конечно, при устранении коррозии и других механических повреждений трубопровода праймер не имеет места быть. Если в перечень ремонтных работ входит грунтование поверхности, праймер станет незаменимым компонентом для этой деятельности. Выяснив, что такое демонтаж конструкций, Вы узнаете, какую роль в этой работе играет и мастика и праймер. А так же, нужны ли они там в принципе, или нет.

Для бассейна
Не сохнет битумная мастика: что делать?
Если битумная мастика никак не сохнет, это может стать серьёзным препятствием в работе. Так что же делать и как с этим бороться так сказать. Когда составляется смета на ремонт мягкой кровли многоквартирного дома, этот момент не учитывается подрядчиками. Тем не менее, с такой трудностью может столкнулся даже опытный работник.
Подобные случаи возникают, как правило, из-за недостатка временного промежутка, который выделяется на высыхание битума. Многие рабочие, по неопытности или другим причинам, предполагают, что сам процесс высыхания занимает не много времени. Но, к счастью, есть довольно простые, но, в то же время, продуктивные методы ускорения процесса высыхания состава.
Самый распространённый способ используется на стадии нанесения мастики на поверхность. Вместо валиков/кистей и других средств, мастику лучше укладывать шпателем. Из-за образования так называемых борозд, растворитель, содержащийся в составе, будет быстрее испаряться, а значит сам битум высохнет оперативнее.
Если работы производятся на открытом пространстве, не лишним будет установить приборы для искусственного высыхания, например обогреватели, тепловые пушки, вентиляторы. Что касается скорости высыхания мастики на крышах, здесь всё зависит от вида мягкой кровли для гаража, и его площади.
Как правильно работать с мастикой битумной
Итак, у вас есть качественная битумная мастика — как пользоваться этим материалом для гидроизоляции кровли? Зависит от задачи. Но прежде чем приступить к поэтапному описанию работ, решим несколько важных вопросов.
Нагревать или нет?
С горячей битумной мастикой все понятно — ее необходимо разогревать перед использованием. А что насчет холодной?
Считается, что если битумная мастика хранилась при температуре выше 5 °C, то ее можно использовать сразу же. При более низких температурах, за сутки до того, как работать битумной мастикой, производители рекомендуют занести ведро с ней в теплое помещение. Оптимально, если температура в нем будет около 20 °C.
Чем наносят мастику
В зависимости от вида битумной мастики и задач состав наносят разными инструментами:
Есть способ еще проще: для укладки в деформационный шов выпускают уже подготовленную пластичную ленту из битумной мастики. Ее нужно просто плотно вдавить в щель, после чего она постепенно растечется и заполнит все пространство.
Можно ли разбавлять битумную мастику, и что для этого лучше использовать
Нежелательно, но, при необходимости, можно. Дело в том, что плотность и консистенция битумной мастики тщательно подбирается производителем под конкретные задачи. Если уменьшить ее густоту, то она будет хуже выполнять эти задачи. Зато ее можно будет использовать для других — именно с этой целью смесь обычно и разбавляют.
Проще говоря, если вам нужно разбавить мастику битумную, перед тем как пользоваться, потому что она загустела из-за слишком длительного хранения, то этого делать не надо.
Во-первых, любым разбавлением вы меняете свойства мастики. Она будет слишком текучей и может сохнуть слишком медленно или, наоборот, чересчур быстро, что приведет к растрескиванию покрытия.
Если же вы хотите использовать мастику, оставшуюся после других работ, например, в качестве праймера, то это вполне допустимо. Собственно, праймер — это почти точно такая же битумная мастика, только очень жидкая и наносящаяся тонким слоем. Разбавить мастику можно уайт-спиритом, бензином, сольвентом, керосином. Солярку использовать запрещено — она испортит материал.
Перед тем как работать с битумной мастикой, не забудьте надеть перчатки, очки и респиратор. Для разбавления ведро с мастикой нужно подогреть, желательно на водяной бане. Нагревать мастику на открытом огне запрещено — это опасно для жизни. Помните, что растворители, которые есть в составе мастики, и которые вы будете в нее вливать — очень летучие взрывоопасные вещества.

Применение битумных мастик
- Для твердости и теплостойкости: пылевой асбест, зола, мелкодисперсные порошки из кирпича, кварца, доломита, талька, известняков.
- Для густоты: мел, молотый асбест, торфяная крошка. Работа с битумной мастикой с такими наполнителями облегчается. При нанесении состав лучше сохраняет свою форму и не так растекается, что позволяет вывести покрытие на неровной поверхности в плоскость.
- Для армирования и устойчивости к изгибам: нити минеральной ваты, стекловолокно, волокнистый асбест.