Покраска катера необрастайкой
Хранить катер на воде у причала удобно, можно сразу же предаваться любимому виду отдыха. Но что делать, если начала снижаться скорость и стал увеличиваться расход топлива? Для начала надо осмотреть днище и борта, особенно в области переменной ватерлинии на предмет обрастания водорослями и ракушечником.
Чтобы днище лодки не покрывалось налетом из микроорганизмов, применяют специальную защитную краску – «необрастайку». О том, какие необрастайки бывают и как правильно их наносить на корпус, мы поговорим сегодня.
Симптомы обрастания днища
Увлечение водномоторным отдыхом в своем развитии последовательно проходит несколько обязательных фаз:
- сначала нужно вдоволь намучиться, разбирая и собирая ПВХ – лодку;
- потом объездить всю страну с мотолодкой на прицепе;
- и, наконец, остепениться и приходить отдохнуть на катер, который стоит на воде недалеко от дома.
Казалось бы, это идеальный вариант – никаких трудозатрат на сборку, слипование, перевозку. Но к концу сезона мы замечаем неприятные изменения в поведении лодки:
- скорость существенно падает;
- выход на глиссирование становится мучительно долгим;
- приборы начинают показывать какие-то космические цифры расхода топлива.
Всему виной микроорганизмы, поселившиеся на днище и бортах нашего катера. Иначе говоря, днище обросло ракушками. Этот налет настолько прочный, что в конце сезона на берегу приходится применять мойку высокого давления, грубую щетку и скребок, чтобы очистить поверхность от наростов.
Разновидности необрастающих покрытий.
Чтобы значительно снизить обрастание подводной части, применяют специальные составы, именуемые в народе «необрастайками». В основном они имеют однокомпонентную алкидную основу, наносятся на днище и борта ниже ватерлинии и предохраняют корпус от налипания водяной живности.
- По предназначению необрастайки подразделяются на «водоизмещающие» и «глиссирующие». Они имеют различную прочность покрытия и предназначены для работы на разных скоростях. Быстрополирующиеся, полирующиеся в процессе эксплуатации, жесткие, на основе силикона, на водной основе, с добавлением биоцидов.
- Для скоростных лодок, хранящихся на воде, специалистами рекомендован состав Interspeed Ultra, для корпусов, большую часть времени проводящих на суше, используется Trilux.
- По сроку использования различают однолетние и многолетние составы. При использовании первых старое покрытие следует осенью очистить, а новое нанести весной перед началом сезона. Многолетние составы более стойкие и нуждаются лишь в осенней мойке, однако стоят дороже.
- По составу необрастающие покрытия делятся на медьсодержащие и без наличия меди. Для обработки пластиковых корпусов могут применяться как те, так и другие. При обработке корпусов из алюминиевых сплавов необходимо использовать составы, в которых медь отсутствует во избежание возникновения электрохимической коррозии.
Способы нанесения необрастающего покрытия:
- Промышленный, методом безвоздушного распыления. Применяется на больших судах при нанесении на поверхности большой площади.
- Полупрофессиональный, методом пневматического распыления. Используется преимущественно при обработке новых корпусов.
- Любительский – при помощи валика, реже – малярной кисти. Позволяет обойтись минимумом оборудования, не требует специальных условий несения.
Стоимость материалов
По цене необрастающие покрытия отличаются более чем в 10 раз. Самые бюджетные – красноватого цвета. Какой краской покрасить двери из оргалита?
Дорогие составы имеют более богатую палитру, включающую оттенки синего, зеленого, серый и черный цвет.
- Из наиболее бюджетных стоит выделить отечественную краску ХС-5226. При цене чуть более 200 рублей за килограмм обладает достаточной эффективностью и может применяться, если защитные свойства важнее определенной расцветки.
- Корейские профессиональные материалы International Marine и продукция Hempel находятся в среднем ценовом диапазоне.
- Но лучшими материалами для любительского и полупрофессионального применения остаются материалы International/Interlux: Interspeed Ultra и Trilux. Стоит заметить, что эти составы изначально были разработаны для нанесения валиком.
Инструмент
Пневматическое распыление сегодня мы рассматривать не будем – если вы работали с краскопультом, то наверняка уже приобрели свой опыт.
Если вы планируете использовать валики – не покупайте совсем дешевые, из которых лезет мех уже на полке магазина. Возьмите за 100-200 рублей из велюра, ворс не должен быть слишком жестким и толстым. Если понравится – сразу берите «про запас».
Валики не портятся, а хороший инструмент должен быть всегда под рукой.
Работая поролоновым валиком, нужно точно контролировать усилие нажима. Излишнее приложение силы увеличивает толщину наносимого слоя, что недопустимо. Однако такой валик долговечен и позволяет получать поверхность нужной «шершавости».
Для очистки поверхности используем «рыжий» скотчбрайт.
Нанесение необрастающего покрытия
- Пока лодка находится на воде, отмечаем ватерлинию порожнего судна и «в грузу», потом извлекаем на берег.
- С помощью гидробластинга очищаем днище от наростов. Бытовой «Керхер» с грязевой фрезой вполне справится с этой задачей. Лучше использовать прибор серии от 5.20 и выше, т.к. в них есть возможность засасывания воды из ведра или водоема, да и давление жидкости на выходе уже вполне «взрослое».
- Качественно отмываем чистящим средством корпус ниже ватерлинии. Какой краской красить потолочную плитку из пенопласта и чем? Предпочтительно использовать Super Cleaner от Interntional, однако подойдет и обычный стиральный порошок. Маслянистые загрязнения отлично отмывает бытовой крем Cif, белесый налет с дейдвуда и редуктора поможет удалить «Силит от накипи».
- Удаляем специальной смывкой Interstrip старое необрастающее покрытие.
- Внимательно осматриваем корпус ниже ватерлинии на предмет появления сколов, трещин, осмоса, коррозии. При необходимости производим локальный ремонт.
- Если ваша лодка новая и стеклопластиковая, то перед нанесением грунта необходимо тщательно удалить с гелькоата остатки разделительного слоя матрицы, воска и стирола. После чего безжалостно расцарапываем зону несения покрытия оранжевым скотчбрайтом для лучшей адгезии. Бояться не стоит, так как к концу первого сезона пластик сам по себе станет шершавым благодаря работе микроорганизмов, живущих в воде и облюбовавших днище вашего катера.
- Затем поверхность грунтуем однокомпонентым грунтом Primocon, даем ему высохнуть.
- После этого наносим валиком 2 слоя необрастайки. После высыхания этих двух слоев накладываем третий слой в зоне переменной ватерлинии. Это делается для того, чтобы осенью при подъеме лодки просто счистить скотчбрайтом этот третий слой. Основные 2 слоя останутся и будут даже неплохо выглядеть.
Внимание! Разметке ватерлинии уделяем особое внимание, эту процедуру необходимо провести с особой тщательностью. На новых лодках, как правило, она не размечена, и точное расположение можно определить только опытным путем.
Поэтому тут как нельзя луче подходит пословица: «семь раз отмерь, один отрежь».
Обновление необрастайки ускоренным методом
Если ваш корпус видел лучшие времена и его задача – приемлемо выглядеть с 10 метров, то можно воспользоваться ускоренным методом окраски. Для этого:
- Обрабатываем корпус Керхером, убираем отслаивающиеся куски строй необрастайки.
- Моем подводную часть с порошком, тщательно высушиваем.
- Зашкуриваем скотчбрайтом старое покрытие
- «Отбиваем» ватерлинию малярным скотчем
- Обезжириваем, обеспыливаем.
- Наносим валиком один слой барьерного грунта (Primocon или отечественный аналог
- Раскатываем при помощи нового валика в 2 слоя необрастайку, соответствующую материалу корпуса и условиям эксплуатации.
Дополнительная информация:
Эпоксидные краски самые слабые из всех перечисленных, они создают тонкий слой покрытия, неуверенно держат глянец и чувствительны к изменениям погоды. Зато стоят дешево. Акриловые и алкидные покрытия держатся в среднем 5 лет, они гораздо прочнее и долговечнее масляных красок, но менее стойки к повреждениям, чем современные полиуретановые краски.
Наиболее качественный результат можно получить с помощь передовых полиуретановых составов, но ценник на краски этой группы держит их пока в разряде элитных товаров.
Ну тогда начинай. http://www.t22.nm.ru/
Ну а про шпаклевку боди,она на полеэфирной основе,так ,что все нормально,пластиковые корпуса как правило в основном из полеэфирных материалов,смолы,гелькоуты!Но все-же для подводной части лучше использовать эпоксидные шпаклевки,фирменные,либо смесь эпоксидки с аэросилом(это бюджетно).
Удачи!
Про судовые полеуретановае краски лучше у продавцов оных ищи.
Хэмпел,Интернэйшнл!
Гелькоут это вообще отдельная тема,особенно внешнее нанесение,кустарным способом,с воздушным контактом!(в рамках ремонта корпусов)!
Можно снимать старую краску и специальной смывкой, но придется уделить повышенное внимание составу растворяющей смеси. Если в рецептуре смывки указано вещество метиленхлорид, нельзя использовать такой растворитель для стеклопластика — он разъест полиэфирные смолы, входящие в состав гелькоута, и нанесет катеру из пластика непоправимый вред.
1 – Купите хороший растворитель, который удалит весь воск и блеск с корпуса. Самый простой способ применения растворителя – на тряпке, но учтите, всякий раз, когда тряпка становиться грязной, меняйте область трения или тряпку полностью, надо держать вещи чистыми.
Это самые лучшие и наиболее долговечные краски. Они отличаются высокой прочностью и твердостью, обладая высочайшим глянцем. Для того, чтобы получить качественный результат, краска должна наноситься краскопультом при определенных условиях. Полиуретановые краски плохо наносятся кистью. В месте отрыва кисти или при повторном движении по одному месту возникает бугор.
Валики оставляют после себя пупырчатую шагрень. Условия нанесения имеют принципиальное значение. В жаркую солнечную погоду полиуретан встает буквально на лету.
Какой краской лучше всего покрасить металлический забор? В сырую влажную погоду или на холоде процесс его отверждения идет не так, как следует. В случае каких-либо ошибок с полиуретаном — при его твердости шлифовать поверхность будет очень тяжким и утомительным занятием.