Рым-болты: что это такое, особенности и сферы применения

Рым-болт – это монтажный крепеж, предназначенный для подъема, опускания, удержания на весу и перемещения груза.

Его основная сфера применения – различные отрасли промышленности и складское хозяйство, в условиях от -20 до +200 °С. Изделия монтируют в гнездах по метрической резьбе, а выступающее наружу кольцо служит захватным элементом для строповки.

Выпуск строго по стандарту

Геометрические размеры и требования к изготовлению рым-болтов подробно описаны в ГОСТ 4751-73 и DIN 580. Оба этих норматива дублируют друг друга с минимальными расхождениями.

Конструктивную схему крепежа следует разбить на три составляющие:

  • резьбовой стержень;
  • захватное кольцо;
  • упорная подушка (юбка).

Такие изделия запрещено обрабатывать механическим путем – точить или фрезеровать со снятием стружки. Все поверхности получают штамповкой из цельного куска материала в горячем состоянии. Этим обеспечивают нужную прочность, отсутствие скрытых дефектов и остаточных напряжений.

Учитывая ответственную сферу применения рым-болтов – грузоподъемные и такелажные операции – для их производства используют углеродистые стали 20 и 25. После штамповки и нарезки резьбы выполняют нормализацию. При этом стабилизируют структуру металла и достигают твердости в диапазоне 95..187 HB.

Возможности и испытания

Грузоподъемность рым-болтов рассчитывают, исходя из требований стандартов. Определяют три варианта строповки:

  • прямой вертикальный захват за одно кольцо;
  • захват за два и более кольца с наклоном стропы на 45°;
  • захват за два и более кольца с наклоном стропы на 45°, причем кольца развернуты боковыми сторонами.

С учетом фактической схемы подъема и диаметра резьбы крепеж по ГОСТ 4751-73 подходит для подъема грузов от 40 кг (М8) до 20 тонн (М100×6).

В зависимости от того, для чего он нужен и в каких условиях будет работать рым-болт, его поверхность предохраняют от коррозии за счет специального покрытия: цинкового, никелевого, кадмиевого и др. Толщина наружного слоя – 12..40 мкм. Металл осаждают на сталь за счет гальванического процесса.

Защитное покрытие обеспечивает стойкость против окисления даже в условиях постоянного воздействия агрессивных жидкостей, паров, морских солей. Для простых задач крепеж могут подвергнуть воронению или фосфатированию.

Готовую продукцию испытывают на прочность на специальных машинах, имитирующих рабочую нагрузку. При этом проверочное значение веса, который должен выдержать болт, должно быть вдвое больше номинального. Испытаниям подлежит 100 % выпуска.

После приложения и снятия нагрузки изделие тщательно осматривают с лупой и замеряют размеры. Крепеж с остаточной деформацией (растянувшийся под весом), трещинами, смятием витков резьбы или сколами проверку не проходит и бракуется.

Жесткая программа контроля гарантирует надежность, когда на резьбе будет ценный груз, а внизу – люди, которые могут пострадать, если крепление подведет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог о дизайне интерьера