Документы, регулирующие обеспечение сотрудников спецодеждой
Требования к обеспечению работников специальной одеждой и средствами защиты закреплены в первую очередь, в соответствующих статьях российского Трудового кодекса. Спецодежда должна заказываться работодателем у поставщика и предоставляться сотрудникам на безвозмездной основе.
Нормы выдачи комплектов могут регулироваться специальными внутренними актами компании, но только в сторону увеличения. Уменьшать их категорически запрещается. Этот процесс регулируется также:
- приказами Минтруда;
- постановлениями Минтруда;
- приказами Минздравсоцразвития.
Отдельные документы регулируют сроки и нормы выдачи комплектов и отдельных вещей. Имеются и типовые инструкции по охране труда. Более того, работодатель должен доводить до сотрудников информацию о том, что именно он им должен выдать.
Требования к рабочей одежде
Конкретный набор для каждой профессии указан в соответствующих нормативах, постановлениях и актах. В него может войти:
- комбинезон рабочий;
- обувь;
- куртка;
- штаны;
- каска;
- варежки или перчатки;
- халат;
- фартук и т.д.
Также могут быть средства индивидуальной защиты от механических воздействии и загрязнений, свойственных конкретному производству:
- очки;
- перчатки;
- костюмы;
- маски;
- респираторы и т.д.
Любопытно, что имеются нормативы и для профессий, которые никак не являются опасными – например, для библиотекарей. Правда, в таких случаях они, как правило, более мягкие.
Дополнительные требования предусмотрены не только для разных профессий, но и для различных условий работы. В числе прочего, учитываются климатические условия и сезонность.
Требования к процессу
Все комплекты должны иметь декларацию или сертификат соответствия. Нормативы устанавливаются в комплектах, штуках и парах в годовом исчислении. Специальные приказы устанавливают сроки эксплуатации различных видов одежды и обуви с учетом ее условий.
Можно выдавать работнику комплекты в удвоенном объеме. Считается, что так человек сможет их грамотнее распределить на год, лучше за ними ухаживать. Так они будут медленнее изнашиваться. И работодатель сможет сэкономить деньги.
При увольнении сотрудника или переходе его на совсем другую должность вещи у него изымаются и по возможности передаются другим работникам. По завершению эксплуатации вещи также возвращаются компании, но в этом случае – списываются. Каждое передвижение каждой вещи строго документируется и учитывается во всех видах отчетности. За несоблюдение этих правил для компаний предусмотрены штрафы.